Розовые волосы и выбритые виски: допустимы ли в школе модные прически

Розовые волосы и выбритые виски: допустимы ли в школе модные прически

19.09.2019 Выкл. Автор Горняк22

Облетевшая недавно всю страну новость о том, что в Красноярском крае школа потребовала от четвероклассника избавиться от модной прически, разделила людей на консерваторов и реформаторов. Одни были уверены, что модные стрижки в школе  недопустимы,  другие ничего страшного в этом не видели. Однако, тех, кто встал на сторону ребенка желавшего носить прическу как у кумира-футболиста, было все же больше.

Напомним, Прохор, ученик 4-го класса средней школы № 4 города Сосновоборска пришел в школу с новой прической: сбритые на висках волосы были обесцвечены до светлого блонда, на затылке собран небольшой хвостик. Мальчик увлекается футболом, посещает тренировки, и всего лишь хотел быть похожим на футболиста Златана Ибрагимовича. Учителя и директор школы, по словам родителей, решили, что образ мальчика напоминает им «гитлерюгенд» и предложили перевести ребенка на домашнее обучение.

Попавшая в сеть история разлетелась по российским СМИ, делом заинтересовался Следственный комитет, а сам мальчик получил поддержку от многих знаменитостей, особенно спортсменов.

Фото: stolica-s.su

В бийских школах ученики с модными прическами или цветными волосами — не редкость. В подростковом возрасте детям хочется самовыражаться, меняться и выделяться из толпы. Бийские педагоги, как правило, понимают это, и выгонять из школы за яркий образ не собираются.

— Для меня главное — чтобы у ученика голова была не пустая, чтобы он занимался, – говорит Лидия Кулаевская, учитель математики. — А то, что у него за прическа, мне все равно. В моем классе мальчик носит хвост из кос, и мы к нему никаких претензий не предъявляли, учится он хорошо.

Против чаще всего выступает старшее поколение, заставшее времена строгих школьных правил и единого внешнего вида.

— Школа — это, прежде всего, дисциплина и единые правила, вы же не придете на работу с красными волосами, — говорит Валентина Смирнова, учитель на пенсии. – Вот так один ученик сидит с яркой прической, другой, вместо того, чтобы слушать учителя, отвлекается на него и раздумывает, а не сделать ли мне так же? Когда-то была школьная форма и все были на равных, волосы убраны в косы, и дисциплина была лучше, и успеваемость.

Большинство современных родителей все же такую позицию не принимают, и не видят проблемы в том, что ребенок хочет следовать модным течениям. Главное — прилежность в учебе и дисциплина, считают они.

— Почему мой ребенок должен выглядеть так, как считают допустимым учителя? Они, что законодатели стиля? — говорит Марина Данилова, мама 9-классника. — Чем ребенок с выбритыми висками отличается от других детей со стрижками, которые считаются «нормальными», и почему это вызывает такое внимание? Я слежу за тем, чтобы мой сын рос хорошим человеком, получал знания, но заставлять его следовать стандартам серой массы я не собираюсь. 

Родителей поддерживают и психологи. Они отмечают, что ребенок с синими волосами совершенно не обязательно будет учиться плохо, он может быть и отличником – это не показатель.

— Сегодня, по мнению специалистов, образовательное пространство обязательно диалоговое, и поэтому педагоги должны быть ориентированы на обязательный учет индивидуальных типологических особенностей каждого учащегося, — говорит Елена Жихарева, доцент кафедры педагогики и психологии АГГПУ, кандидат психологических наук. — Педагог должен выбирать оптимальную позицию во взаимодействии, выбирать стиль общения, который удовлетворил бы обе стороны. Невозможно научить ребенка чему-то, не установив с ним контакт. Учитель может много знать, готовить прекрасные конспекты уроков, но если он будет конфликтовать с учеником из-за внешнего вида, то контакт не установит, и все обучение будет напрасным.

Самовыражение учащихся, если оно не выходит за рамки, которые угрожают их собственной безопасности, допустимо, считают специалисты. Тем более, как правило, показать себя стараются дети в подростковом возрасте, а для них этот период не простой.

-Стенли Холл называет этот возраст периодом «бури и натиска», — говорит Елена Васильевна. — Здесь важно обращать внимание на ребенка. Нам трудно, потому как он пришел в класс и у него синие волосы, но мы не думаем о проблемах самого ученика, почему он решил так поступить, чем руководствовался. Чаще всего подростки чувствуют одиночество и непонимание, и здесь не сработают запреты, здесь нужен диалог, взаимодействие.

Сами дети, кстати, принимая решение сделать прическу не как у всех, тоже, как правило, мыслят вполне логично и серьезно обдумывают свой поступок. Например, многие девочки, решающиеся на яркие локоны, просто используют временную краску – тоник, которая быстро смывается.

— Мечта покрасить волосы в какой-то необычный цвет была у меня давно – два года маму уговаривала, — рассказывает Анастасия, учащаяся 10-го класса Бийского лицея-интерната. — В нашем лицее из-за цвета волос замечаний не делают, а попробовать очень хотелось! В будущем я хочу стать врачом, хирургом, мне не то, что цвет волос нельзя будет такой носить, но и даже красивый маникюр сделать – поэтому пробую сейчас. Кстати, учителя отнеслись хорошо – многие поддержали и сказали, что мне очень идет. Первое время на улице обращали внимание, некоторые прямо даже останавливались, сейчас привыкла и не придаю этому значения. В любом городе покрупнее такому давно никто не удивляется.

Мама Насти подтверждает: долго сопротивлялась, но, вспомнив себя в юности, разрешила…

—  В нашей школе и мальчики есть с зелеными и розовыми прядями, уж не говоря о количестве девочек с ярким цветом, — говорит Ирина Владимировна. — За цвет волос не гоняют – все-таки здесь детей оценивают не за внешнее содержание, а за знания. Читала в прошлом году, что в одном из городов России девочку с розовыми волосами выгоняли из школы, даже при том, что у нее мама работала учительницей в этой же школе. Я считаю, это просто маразм. Тем более, краска быстро смывается. Я всегда говорю: «Волосы – не зубы, отрастут». Сама в молодости экспериментировала и с цветом, и с длиной волос, прекрасно понимаю, что прическа – это способ самовыражения.

В парикмахерских города нам объяснили, что школьников и школьниц без разрешения родителей красить и стричь не берутся, но такие проблемы случаются редко, в основном ребята сразу приходят с мамой или папой.

— Чаще всего показывают фото — пример того, какую прическу хотят получить, — говорит парикмахер Ирина Ермакова. — За модными стрижками в основном приходят мальчики, мало кто выбирает классическую прическу, все стараются найти что-то модное, что придется по душе. Чаще это образцы стрижек знаменитостей: певцов, спортсменов, блогеров. Стоит отметить, что не только школьники стригутся под звезд, приходят и взрослые мужчины, которые за образец берут чьи-то прически.

Девочки, по словам специалистов, со стрижками экспериментируют реже, зато часто решаются на смену цвета волос. При этом для долговременного окрашивания школьницы выбирают более естественные цвета и их смешение, а яркими волосы сделать решаются лишь на время, с помощью краски смывающейся быстро. Поэтому спустя пару недель, ярко-розовый станет уже не таким ярким, а вот неприятный осадок в душе ребенка от ущемления и травли педагогов может остаться надолго.

Чтобы не допустить этого, родителям стоит помнить, что не пустить на уроки ребенка без формы и с необычной прической, школа не может. Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» — основной документ, определяющий параметры внешнего вида учеников, устанавливает право на образование для всех, независимо от внешних или любых других особенностей. При этом все локальные акты, в том числе и уставы отдельных школ, устанавливающие какие-либо ограничения, могут являться лишь рекомендацией. Руководство школы может настаивать на соблюдении установленных норм, но какие-либо дисциплинарные взыскания уже будут нарушать закон. Все таки главная задача школы — оказание образовательных услуг, а это никак не связано с выбритыми висками или хвостиками на голове.

Автор: Мария Ковтун

Фото: Сергей Кулыгин, «БР»

ИСТОЧНИК